Новости ТиНАО
Современный спрос на электроэнергию.
Справка ЮЭК:
Итоги 2022 года для электроэнергетиков оказались лучше, чем можно было прогнозировать. Наметился устойчивый рост потребления электроэнергии, который в целом по стране в 2022 году составит около 1,6% и сопровождается ростом выработки электричества генерирующими компаниями.
Россия стоит на четвертом месте по производству электроэнергии после Китая, США и Индии.
24 января Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему «О подготовке проекта федерального закона № 212399-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении»
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, открывая дискуссию, отметил, что законопроект является многосоставным. Он создает правовые основы управления спросом на электроэнергию на оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ), а также касается порядка соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.
Важно:
Буквально за месяц до этого события Государственная Дума в первом чтении одобрила изменения в закон «Об электроэнергетике», которые определяют работу агрегаторов спроса на электроэнергию и ужесточают финансовую дисциплину энергосбытовых компаний.
Изменения закрепляют правовой статус «агрегатора управления спросом на электрическую энергию» и вводят новую разновидность «услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии». Кроме того, законопроектом предлагается введение нового механизма укрепления финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний на оптовом рынке.
Член Правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО «Системный оператор ЕЭС» Андрей Катаев рассказал о наиболее важных аспектах управления спросом. Его суть состоит в добровольном изменении потребления конечными потребителями относительно их обычного графика нагрузки в ответ на изменяющиеся цены на рынке электрической энергии или стимулирующие выплаты, в целях уменьшения пиковой нагрузки в энергосистеме. Внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике, как правило, начинается с потребителей оптового рынка, при том, что значительный потенциал сосредоточен у потребителей розничного рынка – средних и малых потребителей, а также в бытовом секторе. Но ресурс у розничного потребителя слишком мал, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым на оптовом рынке, а издержки на взаимодействие с системным оператором или коммерческим оператором оптового рынка слишком высоки. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей. За последнее десятилетие управление спросом стало полноценным инструментом обеспечения баланса спроса и предложения в энергосистемах.
Пилотный проект по функционированию модели управления спросом на электроэнергию в России стартовал в 2019 году. С 2021 года он показал устойчивый положительный эффект от учета ресурсов управления спросом в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед для всех покупателей оптового рынка. Всего за период с июля 2019 по сентябрь 2022 гг. экономический эффект от снижения стоимости электроэнергии на рынок на сутки вперед (РСВ) для потребителей составляет 3 473 227 тыс. рублей. Также пилотный проект показал наличие большого разнообразия технологий, позволяющих управлять электропотреблением потребителей розничного рынка разного типа.
Директор департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов озвучил основные нормы законопроекта, направленные на законодательное оформление целевой модели управления изменением спроса на электроэнергию. В их числе:
— введение новой категории субъектов оптового рынка – агрегаторов управления изменением режима потребления электроэнергии, определение требований к их участию на оптовом рынке, внедрение новой услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
— введение в законодательство необходимых понятий;
— наделение Системного оператора полномочиями по организации и проведению отборов исполнителей услуг, а Совета рынка – функциями по осуществлению контроля над соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления;
— закрепление гарантии, что расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления не будут учитываться при установлении тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Предполагается, что создание профессиональных организаций – агрегаторов управления спросом – позволит дать потребителям розничного рынка реальный механизм экономии и влияния на формирование рыночной цены на электроэнергию.
Участники круглого стола высказали пожелание, чтобы затраты на агрегаторов были ограничены не более чем определенный в нормативный правовой акт (НПА) к законопроекту процент от экономического эффекта, достигаемого при помощи управления спросом на электроэнергию, а сами экономические результаты, достигнутые в результате управления спросом, регулярно публиковались. Для повышения ответственности агрегаторов было предложено (в случае неоказания агрегатором услуг по изменению потребления) взимать с него штраф в пользу поставщиков, для которых необоснованно была снижена цена продажи мощности в секторе конкурентного отбора мощности (КОМ).
Также прозвучало предложение продлить пилотный проект по управлению спросом потребителей розничных рынков электрической энергии до конца 2023 г. с выделением соответствующего финансирования в бюджете Системного оператора.
В настоящее время в Аппарате Правительства РФ в стадии завершения разработки находится проект постановления, продлевающий срок действия пилотного проекта до конца 2023 года. При этом данным проектом постановления установлено, что финансирование проекта осуществляется только за счет средств экономии по оплате услуг по управлению спросом за 2022 год.
Заместитель Председателя Правления–начальник Управления мониторинга и контроля Ассоциации «НП Совет рынка» Наталия Заикина коротко обрисовала проблему, связанную с неисполнением гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии.
Из-за низкой дисциплины платежей этих структур сетевые организации, не получающие своевременной оплаты своих услуг, ограничены в возможностях реализации ремонтных работ и обновления основных фондов. Это создает риск возникновения аварий и снижения надежности функционирования объектов ТЭК.
За последние годы было предпринято немало попыток создания нормативно-правового механизма, направленного на усиление контроля над платежной дисциплиной, стимулирование энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к надлежащему исполнению обязанности по оплате. Однако статистика совокупной величины задолженности гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за услуги по передаче электроэнергии свидетельствует только о динамике ее неуклонного роста (с 84,2 млрд руб. по состоянию на 01.01.2018 г. до 97,8 млрд руб. по состоянию на 01.01.2022 г.). Это предполагает разработку дополнительных механизмов воздействия на недобросовестных плательщиков, объединение действующих механизмов в цельную систему.
Нормами проекта федерального закона предлагается:
— ввести понятие «мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций»;
— наделить Правительство РФ полномочиями по установлению показателей финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций;
— наделить Совет рынка полномочиями по проведению мониторинга финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций;
— дополнить основания лишения субъекта оптового рынка — участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке такого статуса за его несоответствием показателям финансовой дисциплины;
— наделить гарантирующих поставщиков, энергосбытовые организации обязанностью по предоставлению в организацию коммерческой инфраструктуры документов и информации, необходимых для проведения мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины.
При этом, как подчеркнула Наталия Заикина, дополнительными обременениями гарантирующих поставщиков и энергосбытовые компании облагать не будут. Система будет аналогична той, что действует сейчас на оптовом рынке в отношении генерирующих компаний.
При подготовке законопроекта № 212399-8 к рассмотрению во втором чтении Ассоциацией гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний было предложено рассмотреть вопрос о дополнении его положениями в части неприменения с 1 января 2023 г. к гарантирующим поставщикам и территориальным сетевым организациям штрафов за непредоставление или ненадлежащее предоставление пользователям доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии.
Председатель Правления Ассоциации Наталья Невмержицкая пояснила, что при принятии 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предполагалось, что гарантирующие поставщики и сетевые организации должны будут, начиная с 1 января 2022 года, обеспечивать установку только «умных» счетчиков электроэнергии и создание интеллектуальных систем учета электрической энергии, а с 1 января 2023 года – обеспечивать бесперебойное предоставление пользователям функций указанных систем под угрозой применения штрафных санкций.
Однако эпидемия коронавируса, а затем и санкционный кризис привели к дефициту полупроводников, из-за чего российской микроэлектронной промышленности пока не удалось наладить производство необходимых устройств интеллектуального учета электроэнергии. Это не позволяет сетевым организациям и гарантирующим поставщикам в определенный законом срок выполнить обязательства, содержащиеся в законе.
Справка ЮЭК:
По данным Reuters: С 1 апреля 2022 года в Россию ввезены процессоры Intel на $0,5 млрд
13 декабря 2022 года информационное агентство Reuters опубликовало развёрнутую статью, в которой говорится, что в Россию, несмотря на санкционные ограничения и сложившуюся геополитическую обстановку, продолжает поставляться продукция американских производителей микрочипов. Речь, в частности, идёт о процессорах AMD и Intel.
Из-за большого спроса на отечественную электронику число заявок на регистрацию чипов в России взлетело на 40%.
По итогам первой половины 2022 года Роспатент зарегистрировал на 40% больше заявок на регистрацию топологий интегральных микросхем (ТИМС, детальный макет микросхемы), чем за аналогичный период 2021-го. Соответствующие данные ведомство раскрыло в августе 2022 года.
Всего была подана 101 заявка в указанной категории, из них зарегистрировано 82 топологии. В первой половине 2021 года в категории было подано 72, а зарегистрировано 93, большее число зарегистрированных топологий в Роспатенте объясняют переносом заявок с 2020 года.
В настоящее время чипы ввозятся на территорию РФ через альтернативные каналы, в том числе, через Турцию, Эстонию и Гонконг. Например, в марте 2022 года в Турции была зарегистрирована компания Azu International в качестве оптового поставщика ИТ-продуктов. За семь месяцев эта компания отгрузила в Россию значительное количество различных микрочипов — общей стоимостью как минимум $20 млн.
Лидером по регистрации ТИМС в январе-июне 2022 года стали:
Минпромторг (22 заявки);
«Байкал Электроникс» (11 заявок);
АО «НИИМА Прогресс» (10 заявок);
АО «НИИЭТ» (9 заявок);
Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний предлагает предусмотреть в рассматриваемом сейчас Госдумой законопроекте более гибкий подход к установлению ответственности гарантирующих поставщиков и сетевых организаций за непредоставление доступа к функционалу интеллектуальных счетчиков электроэнергии, в частности, исключить императивный порядок определения срока – с 1 января 2023 г. или перенести до 1 января 2025 г применение штрафов.
Комитет рекомендует Правительству РФ отрегулировать эту проблему. В адрес Минэнерго сформулированы рекомендации до принятия законопроекта во втором чтении представить для ознакомления и анализа проекты нормативных актов в части рассматриваемых правоотношений по управлению изменением режима потребления электрической энергии и по соблюдению финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.
Внесение поправок запланировано на период до 1 марта 2023 года, его доработка в Комитете и выход на второе чтение – не позднее 15 марта 2023 года.
Автор статьи: АО «ЮРЭНЕРГОКОНСАЛТ».
Фото: Н. Прокопенко