Новости ТиНАО
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин
Научно-технический прогресс, как двигатель эволюции экологического транспорта.
Научно-технический прогресс (НТП) — поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности.
Виды научно-технического прогресса
Научно-технический прогресс осуществляется в двух формах:
Эволюционная форма НТП имеет место, когда техника и технология, применяемая в производстве, совершенствуется на основе уже известных научных знаний.
Пример эволюционной формы НТП является развитие и совершенствование энергии пара, электроэнергии или атома и т. д.
Революционная форма НТП этот переход к технике и технологии, построенные на принципиально новых научных идеях. Примером этой формы является переход от ручных орудий труда к машинным, замена энергии пара на электрическую или атомную, применение лазерной и других современных технологий.
Больше всего нас интересует революционная форма НТП, которая развивает электроэнергетические технологии, в частности развитие электротранспорта в 21 веке.
Следует напомнить, что в 2015году Генеральная ассамблея ООН в области устойчивого развития населения земного шара разработало набор из 17 взаимосвязанных целей, как «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех».
Эти цели были названы в резолюции Генассамблеи «Повесткой дня на период до 2030» года.
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач, из которых особо необходимо выделить:
Важным аспектом реализации программы ООН выступает развитие электротранспорта и посильный вклад ученных, а также и потребителей по борьбе с загрязнением окружающей среды.
Вернемся немного в прошлое…
Еще задолго до Михайло Ломоносова, Бенджамина Франклина, Шарля Франсуа Дюфе, Луиджи Гальвани, Алессандро Вольта, Майкла Фарадея, Томаса Алва Эдисон, Луиджи Гальвани, Генрих Рудольф Герц, Андре-Мари Ампер и Николы Теслы, этих ученных с мировым именем работавших в области исследования электричества, древние цивилизации знали и довольно эффективно использовали.
Примерно в 600 году до нашей эры греческий математик Фалес Милетский обнаружил, что трение меха о Янтарь вызывает притяжение между ними. Более поздние наблюдения доказали, что это притяжение было вызвано дисбалансом электрических зарядов, который называется статическим электричеством. Археологи в Египте и Ираке также обнаружили доказательства того, что древние люди могли экспериментировать с электричеством. В 1936 году они нашли глиняный горшок с железным прутом и медной пластиной. Он похож на электрохимический (гальванический) элемент.
Но вернемся в 21 век, где технологии и экологическая сознательность населения и целых государств работают вместе и сдвиг в сторону экологически чистого транспорта и более доступного «топлива» — электроэнергии — ускоряется как никогда.
По мере того, как человечество начинает новую эру экологичного транспорта, электромобили завоевывают сердца и умы потребителей во всем мире, благодаря усовершенствованным технологиям и возросшим мировым экологическим требованиям.
И несомненно, что в этом году продажи электромобилей достигнут только новых высот. Интерес к электромобилям возрос в начале 21 века, в 2008 году, когда компания Tesla выпустила свой первый полностью электрический автомобиль — Roadster.
С тех пор популярность электромобилей неуклонно растет и они все чаще встречаются на наших дорогах.
Наша справка:
Мировые продажи электромобилей в первом квартале 2023 года выросли на четверть и превысили 2,3 млн единиц, согласно данным Международного энергетического агентства (IEA). Согласно прогнозу, реализация ускорится во втором полугодии и к концу года достигнет 14 млн единиц. В прошлом году в мире было продано свыше 10 млн электромобилей (+55%). При этом объемы реализации стали рекордными и превзошли продажи всех автомобилей в Евросоюзе (около 9,5 млн единиц). Примерно 60% электромобилей продано в Китае, где на них пришлось около половины общего объема продаж машин. Количество электромобилей на мировых дорогах в 2022 году выросло на 60% и превысило 26 млн единиц. Доля электромобилей в общих продажах машин составила 14% в 2022 году и может достичь 18% по итогам текущего года. В 2020 году этот показатель был на уровне 4%.
Электромобили являются движущей силой быстрого становления новой глобальной энергетической экономики и вносят исторические изменения в мировое автомобилестроение. К 2030 году электрификация автомобилей позволит сократить мировой спрос на нефть по меньшей мере на 5 млн. баррелей в день.
А как дела обстоят с электротранспортом в России?
На выставке в рамках XIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum», которое прошло в Казани 18–19 мая, автолюбителям был представлен электромобиль «Атом». Первые серийные продажи хетчбэка «Атом», по данным Минпромторга Татарстана, запустят в 2025 году. К этому будут готовить и инфраструктуру региона. В этом году в рамках пилотной программы в республике построят 20 быстрых зарядных станций мощностью 150 киловатт-час.
На данный момент в Татарстане насчитывается 158 электрозаправочных станций и более 400 электромобилей. Производством электрозарядных станций занимаются две татарстанские компании. Всего в России таких компаний пять. Систему зарядных станций только создают в стране, их еще недостаточное количество даже в городах. На трассах их тоже не хватает, есть регионы, где их практически нет.
Наша справка:
За апрель этого года в России реализовали 861 электромобиль.
В апреле прошлого года объем реализованных электромобилей составил только 180 штук.
В 2023-м продажи электромобилей показывают положительную тенденцию и растут от месяца к месяцу. Тут сказалось и влияние эффекта низкой базы, и появление новых игроков в этом сегменте рынка. Среди них — «Москвич», Evolute, Skywell и Volyah. В тройку лидеров по продажам в минувшем апреле вошли Volkswagen (198 машин), отечественный Evolute (187 авто) и Tesla (123 экземпляров). Причем Evolute официально реализует свои модели на отечественном рынке, а Volkswagen и Tesla — нет, отметил «Автостат».
Несмотря на очевидное экологическое преимущество электрического транспорта, должно пройти еще немалое время для снижения цен на электротранспорт, доступность сервиса, помощи государства в области дотаций и специальных программ по популяризации экологического транспорта.
Комментарии Прокопенко Николая Михайловича — помощника Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по законодательным инициативам развития экологического транспорта:
«В конце 2018 года был утвержден паспорт Национального проекта «Экология» по сохранению уникальной природы России. В рамках проекта работа ведётся по следующим направлениям:
Депутаты Государственной Думы постоянно проводят, «круглые столы», Парламентские слушания, принимают законы, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду и загрязнения атмосферного воздуха.
Наши Комитеты по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры совместно с Министерством энергетики РФ постоянно ведут совместную работу, направленную на популяризацию экологического транспорта и решении задач и экологических проблем при реализации национального проекта «Экология»
6 октября 2022года, прошли большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ. На слушаниях обсудили вопросы обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов, функционирования электротранспорта».
В публикации использовались данные интернет ресурсов:
https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects национальные проекты.рф
http://www.komitet2-14.km.duma.gov.ru/
http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/
Фото Н. Прокопенко