Научно-технический прогресс, как двигатель эволюции экологического транспорта.

Научно-технический прогресс, как двигатель эволюции экологического транспорта.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин

 

 Научно-технический прогресс, как двигатель эволюции экологического транспорта.

Научно-технический прогресс (НТП) — поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности.

 

Виды научно-технического прогресса

 Научно-технический прогресс осуществляется в двух формах:

  • эволюционной
  • революционной.

Эволюционная форма НТП имеет место, когда техника и технология, применяемая в производстве, совершенствуется на основе уже известных научных знаний.

Пример эволюционной формы НТП является развитие и совершенствование энергии пара, электроэнергии или атома и т. д.

Революционная форма НТП этот переход к технике и технологии, построенные на принципиально новых научных идеях. Примером этой формы является переход от ручных орудий труда к машинным, замена энергии пара на электрическую или атомную, применение лазерной и других современных технологий.

Больше всего нас интересует революционная форма НТП, которая развивает электроэнергетические технологии, в частности развитие электротранспорта в 21 веке.

Следует напомнить, что в 2015году Генеральная ассамблея ООН в области устойчивого развития населения земного шара разработало набор из 17 взаимосвязанных целей, как «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех».

Эти цели были названы в резолюции Генассамблеи «Повесткой дня на период до 2030» года.

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач, из которых особо необходимо выделить:

  • Обеспечение доступа к недорогостоящим, надёжным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;
  • Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций;
  • Обеспечение рациональных моделей потребления и производства;
  • Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями;
  • Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития;

Важным аспектом реализации программы ООН выступает развитие электротранспорта и посильный вклад ученных, а также и потребителей по борьбе с загрязнением окружающей среды.

Вернемся немного в прошлое…

Еще задолго до Михайло Ломоносова, Бенджамина Франклина, Шарля Франсуа Дюфе, Луиджи Гальвани, Алессандро Вольта, Майкла Фарадея, Томаса Алва Эдисон, Луиджи Гальвани, Генрих Рудольф Герц, Андре-Мари Ампер и Николы Теслы, этих ученных с мировым именем работавших в области исследования электричества, древние цивилизации знали и довольно эффективно использовали.

Примерно в 600 году до нашей эры греческий математик Фалес Милетский обнаружил, что трение меха о Янтарь вызывает притяжение между ними. Более поздние наблюдения доказали, что это притяжение было вызвано дисбалансом электрических зарядов, который называется статическим электричеством. Археологи в Египте и Ираке также обнаружили доказательства того, что древние люди могли экспериментировать с электричеством. В 1936 году они нашли глиняный горшок с железным прутом и медной пластиной. Он похож на электрохимический (гальванический) элемент.

Но вернемся в 21 век, где технологии и экологическая сознательность населения и целых государств работают вместе и сдвиг в сторону экологически чистого транспорта и более доступного «топлива» — электроэнергии — ускоряется как никогда.

По мере того, как человечество начинает новую эру экологичного транспорта, электромобили завоевывают сердца и умы потребителей во всем мире, благодаря усовершенствованным технологиям и возросшим мировым экологическим требованиям.

И несомненно, что в этом году продажи электромобилей достигнут только новых высот. Интерес к электромобилям возрос в начале 21 века, в 2008 году, когда компания Tesla выпустила свой первый полностью электрический автомобиль — Roadster.

С тех пор популярность электромобилей неуклонно растет и они все чаще встречаются на наших дорогах.

Наша справка:

Мировые продажи электромобилей в первом квартале 2023 года выросли на четверть и превысили 2,3 млн единиц, согласно данным Международного энергетического агентства (IEA). Согласно прогнозу, реализация ускорится во втором полугодии и к концу года достигнет 14 млн единиц. В прошлом году в мире было продано свыше 10 млн электромобилей (+55%). При этом объемы реализации стали рекордными и превзошли продажи всех автомобилей в Евросоюзе (около 9,5 млн единиц). Примерно 60% электромобилей продано в Китае, где на них пришлось около половины общего объема продаж машин. Количество электромобилей на мировых дорогах в 2022 году выросло на 60% и превысило 26 млн единиц. Доля электромобилей в общих продажах машин составила 14% в 2022 году и может достичь 18% по итогам текущего года. В 2020 году этот показатель был на уровне 4%.

Электромобили являются движущей силой быстрого становления новой глобальной энергетической экономики и вносят исторические изменения в мировое автомобилестроение. К 2030 году электрификация автомобилей позволит сократить мировой спрос на нефть по меньшей мере на 5 млн. баррелей в день.

 

А как дела обстоят с электротранспортом в России?

 На выставке в рамках XIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum», которое прошло в Казани 18–19 мая, автолюбителям был представлен электромобиль «Атом». Первые серийные продажи хетчбэка «Атом», по данным Минпромторга Татарстана, запустят в 2025 году. К этому будут готовить и инфраструктуру региона. В этом году в рамках пилотной программы в республике построят 20 быстрых зарядных станций мощностью 150 киловатт-час.

На данный момент в Татарстане насчитывается 158 электрозаправочных станций и более 400 электромобилей. Производством электрозарядных станций занимаются две татарстанские компании. Всего в России таких компаний пять. Систему зарядных станций только создают в стране, их еще недостаточное количество даже в городах. На трассах их тоже не хватает, есть регионы, где их практически нет.

Наша справка:

За апрель этого года в России реализовали 861 электромобиль.

В апреле прошлого года объем реализованных электромобилей составил только 180 штук.

В 2023-м продажи электромобилей показывают положительную тенденцию и растут от месяца к месяцу. Тут сказалось и влияние эффекта низкой базы, и появление новых игроков в этом сегменте рынка. Среди них — «Москвич», Evolute, Skywell и Volyah. В тройку лидеров по продажам в минувшем апреле вошли Volkswagen (198 машин), отечественный Evolute (187 авто) и Tesla (123 экземпляров). Причем Evolute официально реализует свои модели на отечественном рынке, а Volkswagen и Tesla — нет, отметил «Автостат».

Несмотря на очевидное экологическое преимущество электрического транспорта, должно пройти еще немалое время для снижения цен на электротранспорт, доступность сервиса, помощи государства в области дотаций и специальных программ по популяризации экологического транспорта.

Комментарии Прокопенко Николая Михайловича — помощника Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по законодательным инициативам развития экологического транспорта:

«В конце 2018 года был утвержден паспорт Национального проекта «Экология» по сохранению уникальной природы России. В рамках проекта работа ведётся по следующим направлениям:

  • утилизация и переработка отходов;
  • ликвидация свалок;
  • сохранение лесов и водоемов;
  • снижение выбросов в атмосферу;
  • развитие экологического туризма и экологического воспитания;
  • сохранение биологического разнообразия»

Депутаты Государственной Думы постоянно проводят, «круглые столы», Парламентские слушания, принимают законы, направленные на снижение  негативного воздействия на окружающую среду и загрязнения атмосферного воздуха.

Наши Комитеты  по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры совместно с Министерством энергетики РФ постоянно ведут совместную работу, направленную на популяризацию экологического транспорта и решении задач и экологических проблем при реализации национального проекта «Экология»

6 октября 2022года, прошли большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ. На слушаниях обсудили вопросы обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов, функционирования электротранспорта».

В публикации использовались данные интернет ресурсов:

https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects национальные проекты.рф

http://duma.gov.ru/

http://www.komitet2-21

http://www.komitet2-14.km.duma.gov.ru/

http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/

Фото Н. Прокопенко

 

 

 

 

 

Материалы по теме

Create Account



Log In Your Account