Новости ТиНАО
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» вносятся изменения в правила дорожного движения. Они касаются средств мобильного электропередвижения.
Изменения вступят в законную силу с 1 марта 2023 года.
Как было раньше?
До настоящего времени правила дорожного движения относили тех, кто управляет самокатами, к пешеходам. Для них действовали те же указания:
В отсутствие тротуаров и дорожек — по обочинам дорог или краю проезжей части навстречу движению.
Электросамокат мог считаться транспортным средством, только если на нем стоял двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 см³ или электродвигатель мощностью больше 4 кВт, а конструкция предполагала скорость выше 50 км/ч. Если водитель такого самоката нарушал ПДД, его могли привлечь к административной ответственности: например, за езду в нетрезвом виде.
В КоАП для водителей электросамокатов ничего не изменилось. Изменения внесли только в ПДД.
Что нового в ПДД?
Обозначили статус электротранспорта и его владельцев. В ПДД появился новый термин: «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Это транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой аналогичный транспорт. Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ.
На средствах индивидуальной мобильности нельзя передвигаться быстрее 25 км/ч, при этом на них должны быть фары или фонари.
На человека, который управляет СИМ, не распространяются общие обязанности водителей:
Определили, кто и где может ездить на электросамокатах.
В возрасте от 7 до 14 лет на СИМ можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Там же могут передвигаться дети младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых.
В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг. и велосипедах нужно двигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет или она недоступна, можно двигаться по обочине, а если нет и ее — по правой стороне проезжей части.
На электросамокатах и аналогичном транспорте массой не выше 35 кг можно ездить в пешеходных зонах. А также по тротуарам и пешеходным дорожкам — но только в следующих случаях:
На практике это работает так: если вы выехали на электросамокате массой выше 35 кг на территорию, где нет велодорожек или полосы для велосипедистов, то можете ехать только по обочине — или по проезжей части, если обочины нет.
В такой же ситуации на самокате легче 35 кг можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке. И только когда их нет — выезжать на обочину или дорогу.
Для движения по проезжей части на СИМ должны быть тормоза, звуковой сигнал, фары белого цвета и световозвращатели — белые спереди и красные сзади. Кроме того, по новым правилам СИМ могут двигаться только на дорогах, где разрешено движение велосипедистов и скорость ограничена 60 км/ч. То есть на дорогу с максимальной разрешенной скоростью 90 км/ч на электросамокате выезжать нельзя.
Уточнили правила движения для СИМ.
Если человек на электросамокате создает помехи движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или спешиться. Еще при езде на СИМ обязательно выполнять требования регулировщика и следовать сигналам светофора: в виде силуэта пешехода — при движении по тротуару, велосипеда — на велодорожке.
Тем, кто управляет СИМ, запрещено:
Также они обязаны держаться за руль — хотя бы одной рукой.
Еще в ПДД появился новый знак 3.35 — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
В зоне действия такого знака человеку на электросамокате придется спешиться
С точки зрения КоАП человек, который управляет СИМ, остался пешеходом.
Ответственность за нарушение любого из перечисленных выше правил для него возможна только по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ. Санкция — предупреждение или штраф 500 Р.
Что изменилось для других участников движения?
Для водителей. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории придется уступать дорогу не только транспорту и пешеходам, но и средствам индивидуальной мобильности. Когда загорается зеленый, нужно дождаться, чтобы пешеходный переход пересекли и пешеходы, и люди на СИМ.
Для пешеходов. На велодорожке нужно уступить дорогу и велосипедистам, и тем, кто двигается на средстве индивидуальной мобильности. В остальных случаях у пешеходов приоритет перед теми, кто двигается на СИМ.
Какое мнение представителей Российского парламента?
Прокопенко Николай Михайлович-помощник Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству: «Самое дешевое и оптимальное решение в век скорости и стремительного развития научно-технического прогресса в области электромоторных средств передвижения — это его популяризация и разъяснение подросткам(да и не только им), как основным потребителям нового экологического вида транспорта правил дорожного движения, административной, уголовной ответственности за нарушения ПДД.
Важно также напомнить о применении средств индивидуальной защиты и умении оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Как сообщается 4 августа 2022года в обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД России в нашей стране за первые шесть месяцев 2022 года произошло 370 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), в том числе с самокатами. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число подобных аварий выросло на 174%, а число погибших — на 100%. Наши парламентарии считают практику предупреждение правонарушений и разъяснение действующего законодательства своей из главной задачей».
Представитель Московской компании luxwheel, которая продает, обслуживает и популизирует электротранспорт, Евгений Садиков, рассказал про современную динамику развития электротранспорта: «Продажи электросамокатов в нашей стране и во всем мире за последние годы бьют рекорды. Современный, вечно опаздывающий городской житель не желает переплачивать за общественный и личный транспорт, но при этом хочет оставаться мобильным и не вредить окружающей среде.
Мы всегда разъясняем нашим покупателям о важности неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, своевременного сервиса своих колесных друзей. Я рекомендую заранее подготовиться к предстоящему тёплому сезону и приобрести себе мобильного друга заблаговременно, пока еще цены весьма доступные, так как в сезон на ажиотажный спрос всегда реагируют владельцы «самокатных прокатов», которые резко поднимают цены на свои услуги.
К новому сезону мы подготовили новинки средств индивидуальной мобильности, а также планируем разъяснять любителям мобильного перемещения правила дорожного движения, устройство и ремонт самокатов, правила оказания первой медицинской помощи. Было бы отлично регулярно организовывать ежегодные общественные мероприятия(парады/пробеги/фестивали, по примеру велопробегов, только обладателей СИМ (электросамокаты, моноколесо и.тд.) при поддержки правительства Москвы и Московской области, а может быть даже организовать такие пробеги по регионам нашей страны в целях популяризации экологического средства передвижения! Сбор в одном месте большого количества обладателей СИМ — это различные акции в поддержку повышения качественных знаний в области правил дорожного движения, развития регионального туризма, патриотического воспитания молодого поколения».
В публикации использовались источники:
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070049?index=3&rangeSize=1
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
https://journal.tinkoff.ru/new
https://www.youtube.com/@LuxWheel/featured
Фото: Е.Садикова, Н.Прокопенко