Новости ТиНАО
В преддверии 107-летия образования Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) Заместитель главы Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Светлана Михайловна Малыхина поздравила постоянных участников заседаний КДН и ЗП и вручила им почётные грамоты.
Грамоты получили 8 человек:
Семенова Ульяна Сергеевна, старший помощник Наро-Фоминского городского прокурора Московской области:
Волкова Лариса Петровна, Директор ГКУ СО Московской области Семейного центра «Наро-Фоминский»:
Шарбан Юлия Валерьевна, Старший инспектор филиала по Наро-Фоминскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области:
Мамаева Наталья Ивановна, Заместитель председателя Общественной палаты Наро-Фоминского городского округа:
Дикова Елена Петровна, Главный эксперт отдела развития образования и воспитания Управления по образованию Администрации Наро-Фоминкого городского округа:
Межова Виктория Павловна, Главный специалист отдела по несовершеннолетним Администрации Наро-Фоминского городского округа, ответственный секретарь Комиссии:
Киселев Роман Геннадьевич, Заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Наро-Фоминскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области;
Прокопенко Николай Михайлович, Помощник Уполномоченного по правам человека в Наро-Фоминском городском округе:
С.М. Малыхина
Светлана Михайловна Малыхина: «Масштабные задачи, которые решает наша комиссия, требуют от каждого сотрудника высокого профессионализма, проявления не только компетентности, любви к детям, дружелюбности, умения слушать и слышать родителей, несовершеннолетних, но и принципиальности, когда необходимо строго применять нормы права к лицам нарушающих закон. Мы прекрасно понимаем, что сила закона — в его грамотном и справедливом применении на благо защиты прав и законных интересов несовершеннолетних».
М.Г. Лихачева
Лихачева Марина Геннадьевна, Начальник отдела по несовершеннолетним Администрации Наро-Фоминского городского округа, заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: «Наш отдел является структурным подразделением Администрации Наро-Фоминского городского округа, созданный с целью обеспечения деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Наро-Фоминского городского округа в соответствии с Законом Московской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области». Отдел решает основные задачи, такие как:
Н.М. Прокопенко
Николай Михайлович Прокопенко — Помощник Уполномоченного по правам человека в Наро-Фоминском городском округе: «Защита интересов семьи, несовершеннолетних, их законных прав является первоочередной заботой и попечением Уполномоченного по правам человека, его аппарата и помощников. Тем более 2024 год был объявлен нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным годом Семьи. И мы, не снижая темпов работы, продолжим защищать институт семьи в наступившем 2025 году. Для этого у нас есть прекрасная команда настоящих профессионалов входящих в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Наро-Фоминского городского округа».
НАША СПРАВКА:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
История создания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав начинается с момента первого упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних, которое было в Новоуказных статьях 1669 г., где сказано «чаще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти». Данный возраст здесь указан неслучайно, т.к. именно с 7 лет ребенок допускался к таинству исповеди, и за ним признавалась свобода воли.
Далее в Воинском уставе Петра Великого малолетние освобождались от наказания за воровство, ответственность перекладывалась на родителей: «дабы заранее его от сего отучить, может от родителей своих лозами наказан быть».
Следующая веха – указание Сената с президентами коллегий от 1742 г. Этот документ устанавливал возрастной ценз малолетства до 17 лет и запрещал подвергать малолетних тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетних нельзя было подвергать смертной казни, пытке и кнуту, все это заменялось сечением плетьми и отдачей в монастырь на трудовое перевоспитание. По истечении срока отработки наказуемый возвращался домой.
Но уже в Указе Екатерины II от 26 июня 1765 года устанавливается полная невменяемость до 10 лет. С 10 до 17 лет допускается смягчение наказаний. Особо серьезные случаи, влекущие за собой наказание смертной казнью или сечением кнутом, следовало передавать на рассмотрение в Сенат. Отдельно рассматривались случаи для нарушителей от 10 до 15 и от 15 до 17 лет.
Принятое 15 мая 1845 г. Уложение о наказаниях разделило весь юношеский возраст на три периода: до 7 лет; от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года.
Один из следующих важных этапов работы с несовершеннолетними правонарушителями в дореволюционной России – это, безусловно, закон от 1864 г., по которому в России были созданы специальные комиссии для детей-правонарушителей. В статье 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, вводился особый институт исправительных заведений для подростков, не достигших 17 лет, а для детей от 14 до 16 лет создавался новый тип учреждений – исправительные приюты. Новый закон позволял помещать малолетних осужденных в исправительные приюты или колонии, но не по всей территории страны, а там, где эти заведения были созданы. С середины 1860 гг. в России начинаются создаваться 2 вида воспитательно-исправительных заведений (ВИЗ): сельскохозяйственные называют исправительными колониями, а городские, обучающие ремеслам – исправительными приютами.
27 января 1868г. был открыт Московский исправительный приют (позднее он получил название Рукавишниковского).
В 1870 г. начинает свою работу приют, учрежденный Санкт-Петербургским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов.
Важную роль в развитии системы работы с детьми и подростками сыграла реформа 1866 г., которая установила особый порядок и принципы назначения наказаний. Так, дети от 7 до 10 лет полностью освобождались от наказаний и передавались родителям для домашнего исправления. С подростками от 10 до 14 лет поступали так же, если они действовали «без разумения». Если же они действовали «с неполным разумением», то их наказывали в соответствии со статьей 138 Уложения или передавали в исправительное заведение. При отсутствии в губернии приютов их отдавали в тюрьмы на срок до 1 года и 4 месяцев.
В 1872 г. на Международном тюремном конгрессе в Лондоне впервые было решено, что суд над несовершеннолетними должен осуществляться по особым правилам. В 1891 г. Третий съезд работников исправительных заведений для несовершеннолетних решил, что судопроизводство в отношении детей должно носить упрощенный характер. Результатом стал закон 1897 г., направленный на замену карательных подходов в отношении ребенка-правонарушителя исправительно-воспитательным.
При решении вопроса о виновности первым делом рассматривался вопрос о «разумении» малолетнего правонарушителя. Это понятие появилось в Циркулярном решении Министерства юстиции от 19.06.1888 г., а в 1910 г. в России был создан суд по делам несовершеннолетних.
После Октябрьской революции новой власти пришлось создавать собственные структуры по работе с несовершеннолетними правонарушителями. Так, одним из первых декретов Советской власти стал декрет «О комиссиях для несовершеннолетних» (14 января 1918 г.).
Согласно ему, прекращали свое действие «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних до 17 летнего возраста». Результатом этого декрета стало освобождение из тюрем всех несовершеннолетних.
Основные принципы работы с несовершеннолетними, провозглашенные этим декретом:
— упразднение судов для несовершеннолетних;
— упразднение тюремного заключения для несовершеннолетних;
— передача всех дел несовершеннолетних в ведение комиссий;
— переход комиссий для несовершеннолетних под начало Народного комиссариата просвещения;
— комплектация комиссий для несовершеннолетних представителями Народного комиссариата просвещения, юстиции и ведомств общественного призрения.
Декрет декларировал, что основной задачей комиссий (комонесов) является защита интересов ребенка, а решения комиссий должны носить профилактический и предупредительный, а вовсе не карающий характер.
На практике работники комиссий могли применить к несовершеннолетнему правонарушителю одну из ниже перечисленных мер воздействия:
— поместить несовершеннолетнего в другую семью;
— передать несовершеннолетнего партийной или общественной организации;
— принять решение об опекунстве;
— устроить его на работу;
— отправить его на родину;
— поместить его в школу, детский дом;
— отдать под присмотр обследователя-воспитателя;
— отправить его в трудовой дом для несовершеннолетних нарушителей.
Дела в отношении лиц от 16 до 18 лет подлежали рассмотрению судами.
В марте 1920 г. Совет народных комиссаров принимает декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных преступлениях. По данному документу несовершеннолетними признаются юноши и девушки, не достигшие 18-летнего возраста. По новому декрету все дела в отношении несовершеннолетних оставались в ведении комиссий.
Декрет устанавливал трехзвенную структуру органов комиссий. Главенствующую функцию выполняла Республиканская комиссия при Народном комиссариате просвещения. Затем шли комиссии при губернских органах, низовые структуры – комиссии при уездных органах. Также планировалось создание специальных учебно-воспитательных учреждений. По данным 1922 г. по РСФСР насчитывалось только 245 КДН, в которых работало всего 490 обследователей. Помимо недостаточного финансирования, существовала и острая нехватка квалифицированных, специально подготовленных кадров.
Заседания комиссий были двух видов:
— распорядительные, на которых решались вопросы о применении меры воздействия на ребенка, проводился разбор инструкций из центра;
— судебные, на которые вызывались свидетели, где изучались доказательства и материалы дела.
Постановления комиссии на тот момент были двух видов оправдательными и назначающими медико-педагогические меры.
Среди важнейших законодательных мер советского государства, направленных на предупреждение детской беспризорности, в этот период большое значение имел Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 10 февраля 1921 года о создании при ВЦИК комиссии по улучшению жизни детей. Во главе этой комиссии был поставлен председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский. В состав комиссии вошли представители наркоматов просвещения, продовольствия, здравоохранения, ВЦСПС, ЦК комсомола, женсовета и других общественных объединений. Комиссия имела весьма широкие полномочия. Она возглавила координацию работы всех ведомств, в компетенцию которых входила охрана детства, предупреждение беспризорности, правонарушений малолетних и несовершеннолетних, а также контроль за исполнением решений центральных и местных органов власти по этим вопросам. В результате была проделана большая работа по спасению голодающих детей, ликвидации беспризорности и по организации для беспризорных детей и правонарушителей специальных детских учреждений.
22 мая 1925 года Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР было принято «Положение о центральной комонес» (комиссии для несовершеннолетних).
Она действовала при Комиссариате просвещения, в ее функции входили: руководство местными комиссиями, разъяснения законодательства о несовершеннолетних, установление единообразного применения законов по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рассмотрение дел в порядке надзора.
Следующий важный этап в деятельности комиссий – принятие 12 июня 1926 г. «Инструкции комиссии для несовершеннолетних». Инструкция устанавливала перечень преступлений, которые подлежали обязательному рассмотрению представителями народного суда в составе комиссии, и определяла процедуру рассмотрения. Всего таких преступлений было восемь: нанесение тяжких ран, покушение на жизнь, изнасилование, разбой, грабеж, подлог, спекуляция и взяточничество в крупных размерах. Суд не имел права рассматривать эти дела без предварительного рассмотрения их комиссией.
К середине 1920-х гг. за комонес закрепляются следующие функции:
— борьба с преступлениями несовершеннолетних, не достигших 16 лет,
— защита детей от эксплуатации, жестокого обращения и развращения со стороны взрослых,
— обследование несовершеннолетних, обладающих наиболее сложной психофизической организацией, на базе специальных педологических лабораторий и психоневрологических клиник.
Постепенно в течение 1920-х гг. происходит расширение арсенала средств, которые могли применять комонес в отношении попавших в их ведение детей.
В 1927 г. взят курс на более активное привлечение к работе комиссий общественных организаций.
В 30-е годы — начало 40-х годов была усилена карательная функция ювенальной юстиции, в том числе и комиссий по делам несовершеннолетних. Борьба с преступностью несовершеннолетних использовалась, как способ выявления «врагов народа», например, среди родителей подростков, совершивших те или иные правонарушения. Был снижен возраст уголовной ответственности несовершеннолетних с 14 до 12 лет. Как последней инстанции Комиссиям было дано право приговаривать подростков к высшей мере наказания.
13.07.1931 г. было принято постановление СНК РСФСР под название «Положение о комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Оно выделяло 2 цели деятельности комиссии:
31 мая 1935 года Совет Народных комиссаров и ВЦИК ВКП (б) приняли специальное постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» (далее — Постановление).
Постановлением в системе НКВД для несовершеннолетних были созданы изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. Педагогика изгонялась из системы, а решения о наказании ребенка предоставлялось людям, далеким от педагогики, решено было бороться с излишней мягкостью законов. Комонес были ликвидированы.
Постановлением взамен комиссии по делам несовершеннолетних и детских социальных инспекций были организованы секции по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью районных и городских советов крупных городов. На секции была возложена задача по организации деятельности по борьбе с безнадзорностью и «уличными» правонарушениями несовершеннолетних.
К 1939 г. стало ясно, что «искоренить» детскую преступность так и не удалось, а суды допускают те же самые отклонения от постановления 1935 г., но была явно видна неэффективность репрессивного метода.
В годы Великой Отечественной войны миллионы детей потеряли родителей, что породило массовую детскую беспризорность и безнадзорность. Этим объясняется высокий уровень преступности среди несовершеннолетних в военные и послевоенные годы. Задача состояла в том, чтобы спасти тысячи сирот от голода, вовлечения в бродяжничество, преступность.
23 января 1942 г. Совнарком СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Повсеместно были образованы Комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, расширена сеть приемников-распределителей для детей, потерявших родителей, предусмотрены меры по развитию патронирования их в семьях трудящихся, расширению приема детей, оставшихся без родителей, в учебные заведения трудовых резервов, организации розыска родителями своих детей и воссоединению потерявших друг друга членов семей.
Основная работа с безнадзорными подростками осуществлялась через детские комнаты милиции. Инспектора детских комнат активно выявляли беспризорников и безнадзорных детей. Вместе с общественниками они обходили дворы, чердаки, улицы. Выявленных детей-беспризорников отправляли на санитарную обработку, а затем через детские приемники-распределители – в детские дома, школы-интернаты и специальные училища. Принимались меры к розыску родителей и возвращению им детей.
В послевоенные годы характер и содержание работы с несовершеннолетними изменился: центр ее переместился с изъятия безнадзорных и беспризорных детей с улиц на профилактическую работу, что потребовало совершенствования форм воспитательной работы с подростками.
В 50-х и 60-х гг. законодательство в отношении несовершеннолетних гуманизировалось.
Вновь комиссии по делам несовершеннолетних возродились лишь в период «хрущевской оттепели» — 1956-1958 году (в разных республиках СССР). Комиссиям была возвращена роль органа, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений в том виде, как и в начале 20-х годов.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1 в 1957 г. утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков.
В 1958 г. «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, сузили меры применения к ним уголовного наказания, и расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия. Органом, который применял бы эти меры воспитательного воздействия, были определены комиссии по делам несовершенных при исполкомах местных Советов.
В 1961-62 гг. в качестве органов, координирующих деятельность всех учреждений и организаций по борьбе с беспризорностью, устройству и охране прав детей и подростков, повсеместно при районных (городских) исполкомах местных Советов народных депутатов и при Советах Министров союзных и автономных республик были воссозданы Комиссии по делам несовершеннолетних. Подчинение их непосредственно органам государственного управления обеспечило большую оперативность, а также лучшие условия для взаимодействия в данной сфере, для преодоления ведомственных интересов ради достижения общей цели – сокращения преступности в стране, охране прав детей и подростков.
В эти годы были проведены крупные социальные мероприятия по расширению масштабов оказания конкретной помощи семьям в воспитании детей и подростков, расширению общественного попечения о несовершеннолетних, лишившихся родителей, улучшению трудового воспитания подрастающего поколения. Согласно правительственному решению в стране стали создаваться школы-интернаты, группы продленного дня, приняты меры по улучшению работы с подростками по месту жительства, развитию внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Различными ведомствами и общественными организациями были осуществлены меры по совершенствованию системы предупредительной и воспитательной работы с подростками, в частности, организовано шефство и наставничество над ними кадровых рабочих, усилен контроль за воспитанием работающих подростков в семье. Большое внимание придавалось устройству молодежи на работу после окончания общеобразовательной школы, развитию профессионального обучения несовершеннолетних, созданию реальных предпосылок для желающих работать на производстве, созданию для них необходимых гарантий закрепления в трудовых коллективах.
В 1963 г. ЦК КПСС разработал специальные меры, направленные на искоренение безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Одной из этих мер стало разграничение функций по организации и осуществлению исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей разных категорий между различными ведомствами. Таким образом, на органы народного образования и профтехобразования легла задача перевоспитания осужденных несовершеннолетних правонарушителей. Было организовано около 100 специальных школ и специальных ПТУ, охватывающих свыше 10 тысяч подростков.
Как итог наметилась положительная тенденция в динамике правонарушений несовершеннолетних и, прежде всего, снижения ее общественной опасности.
Огромное значение в усилении эффективности профилактики правонарушений среди подростков имело утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», которое утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995.
В соответствии с Положением, комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних, т.е. деятельность комиссий носит не только организационный, но и правовой характер. Они наделены властными полномочиями, которые выражаются в праве принимать постановления, обязательные для исполнения.
В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.
Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, впервые созданные в 1918 году, на протяжении всей своей истории осуществляют совместно с заинтересованными органами важные задачи по устройству детей и подростков, охране их прав, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ОТДЕЛ ПО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ:
Лихачёва Марина Геннадьевна — Начальник отдела по несовершеннолетним Администрации Наро-Фоминского городского округа
E-mail: nafo_adm_kdn@mosreg.ru
тел: 8 (496) 344-58-71, 8 (496) 344-58-72
Адрес: 143300, Московская область, г. Наро-Фоминск, ул.Пушкина д.5
Приёмный день – среда.
При публикации использовались интернет ресурсы:
https://pravoslavie.ru/110192.html