Звенигород- Русская Швейцария

Звенигород- Русская Швейцария

Автор фото: Прокопенко Н.

«В Звенигороде в самом деле хорошо!» — писал самый известный в мире земский врач, родившийся в Таганроге. С Чеховым не поспоришь. Восхвалял это место и Николай Карамзин: «Дорога оттуда к Москве есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды! Окруженный плотным кольцом санаториев и пансионатов, зимой он благодаря своим знаменитым холмам может посоперничать со многими горнолыжными курортами, а потому город и его окрестности нередко называют Русской Швейцарией. Привлекает туристов, которым от загазованной столицы ехать сюда по железной дороге всего полтора часа, и чистый воздух.
Природный заказник «Долина реки Сторожки», а также гора Сторожа своими названиями указывают на изначальную миссию города: защита западных рубежей Руси. Впрочем, в период расцвета Черниговского княжества Звенигород охранял его от северных соседей-москвичей.
Достоверных данных о годе основания поселения не сохранилось. Как утверждали москвоведы Василий и Гавриил Холмогоровы, «пожар, уничтоживший в 1723 году Звенигородскую канцелярию, по-видимому, погубил все документы, в которых можно было бы встретить указания по данному вопросу».

Автор: Прокопенко Н.

Центральная часть — Городок — располагалась на высоком холме, оттуда можно было оглядывать дальние подступы. С одной стороны, это было надежное естественное укрепление, с другой — его площадь была слишком мала: люд заселял посады, но для крупного, хорошо защищенного населенного пункта место оказалось не вполне пригодным.
«Звенящим городом» он стал задолго до того, как появились тут колокола. Сигнальное оповещение в случае пожара или какого-то иного ЧП исполнялось прежде на билах, железных пластинах. Впрочем, звенеть может и тишина…
Автор: Прокопенко Н.

Историк Василий Татищев полагал, что вообще Звенигород — центр скотоводов, то есть Свиногород. Что же касается этого града, то ему позже определили еще один вариант наименования — «город Саввы», Савенигород.
Звенигородов в Восточной Европе было не меньше, чем можно придумать значений. Был такой и на реке Белке к юго-востоку от Львова, и на левом берегу Днестра в Галиции (Дзвинигород), существовала одноименная крепость, оборонявшая Киев (сожженная монголами), а кроме того, на реке Гнилой Тикич — Звенигородка, князья которой звались звенигородскими. Чтобы никому не запутаться в древней топонимике, город называли Звенигород-Московский.
Пытливые археологи раскопали в этих местах поселения людей железного века. Современные методы исследования позволили отнести уникальные «домики мертвых» Дьяковской культуры к I тысячелетию нашей эры. Случались находки и подревнее — укрепления тут стояли еще в дохристианскую (для Руси) эпоху.
Автор: Прокопенко Н.

Возможно, Звенигород основал в 1152-м Юрий Долгорукий. В те времена у московских правителей и было-то всего два града — сама Москва да Звенигород. Первым правили старшие дети князей, вторым — младшие.
Самым ранним документом служит духовная грамота Ивана Калиты от 1339 года: «А се даю сыну своему Ивану Звенигород», — так появилось новое удельное княжество, просуществовавшее около 150 лет.
В 1237–1238 годах по этой земле прошлось войско хана Батыя. В Куликовской битве звенигородские бояре показали себя храбрыми и умелыми воинами: в бою их пало примерно три десятка. Звенигород выстоял после пожаров и разорения 1382-го (побывал Тохтамыш), 1408-го (Едигей).
В 1389-м умер великий князь Дмитрий Донской, который «волости Звенигородские» завещал сыну Юрию и оставил наказ: «А хто сю грамоту мою порушит, судит ему Бог, а не будет на нем милости Божий, ни моего благословенья ни в сии век, ни в будущий». Вплоть до кончины Юрия Дмитриевича город креп, процветал (даже собственные монеты здесь чеканили). Рос и как духовный центр Руси: 1398-й стал годом основания Саввой Сторожевским знаменитого ныне монастыря. Некоторое время спустя выстроили белокаменный Успенский собор, следом — Рождественский.
Свое стратегическое значение город постепенно терял — слишком далеко отошли от рубежей страны его границы. Правили им все кому не лень: Василий Косой, Андрей Горяй, череда татарских царевичей…
В Смуту Звенигород предстал не в самом лучшем виде, к тому же оказался на пути обоих Лжедмитриев (в 1605-м и 1607-м). Попал и под оккупацию королевича Владислава в 1618-м. Грабили и жгли город (вместе с Саввино-Сторожевским монастырем) тогда безжалостно.
В 1630–1640-е за его восстановление взялся боярин Борис Морозов, чуть было не основавший здесь центр металлургии. При нем же город обнесли камнем, зачем-то перестроили крепость. В 1661 году промышленник умер, литейное дело отошло ко дворцу, а вскоре было заброшено. С другой стороны, если бы осталось производство, то никакой экологически чистой «Швейцарии» тут не было бы вовсе.
В 1660-е Алексей Тишайший сделал Саввино-Сторожевскую обитель «собственным государевым богомольем», в связи с чем монастырь частично обновили. Повышение статуса связано с легендой. Государь как-то раз пошел охотиться на медведя и остался волею случая один на один с косолапым. От зверя царя спас старец Савва. Алексей Михайлович не нашел своего спасителя среди братии и вдруг увидел того на иконах. Месяц спустя самодержцу представили в обители мощи преподобного Саввы.
В те же времена немец Иоганн Фальк отлил здесь колокол весом в 21,5 тонны. Позже русские мастера сделали (частично из меди, доставшейся по «наследству» от Медного бунта) 35-тонный. Оба колокола содержали тайные письма Алексея Михайловича. (В годы Великой Отечественной тот, что больше и тяжелее, люди пытались снять и спрятать, но он упал и раскололся.)
Местная землица особым плодородием никогда не славилась, хотя без огородов жители не обходились. Народ чем только не занимался: вязал, изготавливал мебель, мастерил игрушки, струнно-щипковые музыкальные инструменты. Работали суконные фабрики, ремесленники выделывали кожу, производили кирпич, однако крупных предприятий не создавали. А потому богатым назвать город было трудно.
Административные преобразования Петра I в 1712-м сделали Звенигород и окрестности обер-комендантской провинцией Московской губернии. В 1781-м Екатерина II утвердила герб: Георгий Победоносец с колоколом внизу как символ духовного начала, созидания и бдительности. Тремя годами позже утвердили генплан.
Автор: Прокопенко Н.

В 1812-м после Бородинского сражения случилось Звенигородское дело: 31 августа (12 сентября) у стен Саввино-Сторожевского монастыря русский отряд на протяжении 6 часов удерживал наступление армии французов. Те под началом генерала Евгения Богарне город все же оккупировали. Обитель, по легенде, спас от разграбления старец Савва, который явился вражескому командующему во сне и предупредил: «Не позволяй твоим солдатам грабить и расхищать этот монастырь, не дай им завладеть ни одной вещью из храма. Если исполнишь мою просьбу, возвратишься на родину целым и невредимым».
Богарне опечатал монастырские ворота личной печатью и домой добрался вполне благополучно.
Примерно тогда же отличились местные партизаны — конные казаки и ополченцы под руководством майора Василия Фиглева, гнавшие захватчиков со своей земли. Уже в октябре город был освобожден.
Советская власть пришла сюда 16 ноября 1917-го. Красноармейцы повычистили монастырские сусеки, а после зачем-то вскрыли раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского. Это стало поводом для Звенигородского мятежа 15 мая 1918 года. Изъятие хлеба продкомиссару Константину Макарову крестьяне простили, а вот за надругательство над святыней убили и самого, и двух его товарищей… Мощи долгое время считались утраченными, но сравнительно недавно нашлись хранители реликвии. 80 лет спустя Савва Сторожевский вернулся в свой монастырь.
В первые десятилетия Советской власти Звенигород не избежал ни коллективизации, ни индустриализации. Немцам же не достался: фашистские орды подступили к нему в конце ноября 1941-го, но уже 3–5 декабря были отброшены бойцами 16-й и 5-й армий РККА. В 2017 году в память о тогдашних кровопролитных боях городу было присвоено почетное звание Московской области «Населенный пункт воинской доблести».
Автор: Прокопенко Н.

Сегодня Звенигород с населением чуть более 22 тысяч жителей входит в состав Одинцовского городского округа. До 2010-го имел статус исторического поселения, однако в настоящее время здесь ведется активная застройка элитным жильем.
Помимо традиционных для России культурно-просветительских учреждений, тут есть музеи «моды уездного города» и русского десерта, частное собрание «Назад в СССР», множество купеческих домов (в частности, предпринимателей Купцовых). Работает культурный центр имени здешней уроженки, актрисы Любови Орловой. Неподалеку, в Дютьково — дом композитора Сергея Танеева, в Дунино — усадьба Михаила Пришвина. Немало в Звенигороде и памятников-мемориалов: защитникам Отчизны, революционным, культурным, религиозным деятелям.
Местные храмы и монастыри — богатейшее достояние как Подмосковья, так и всей страны. Помимо Саввино-Сторожевской обители (XV–XVII вв.), Успенского (XIV–XV вв., с росписями Андрея Рублева и Даниила Черного) и Рождественского (XV в.) соборов, есть более поздний храм Рождества Христова на Верхнем Посаде, возведение которого датируется 1805-м.
В 2006–2007 годы по старым чертежам был восстановлен Вознесенский собор, а в 1990-е — храм Александра Невского. Сохранились Земляные валы Городка, палаты царя Алексея Михайловича, Саввинский скит 1862 года с родником. Такое обилие достопримечательностей создает особую привлекательность для туристов.
И, конечно же, интересны многим приезжим чеховские места. Городская больница здесь открылась в 1830-м, а в 1884-м на должность земского врача заступил молодой Антон Павлович. Чеховы жили в селе Бабкино. Легкой работа не была, но писателя-медика тут все радовало. Сохранился «Домик Чехова». В 1971 году по рассказам классика в Звенигороде сняли уникальную кинокомедию, где все 24 роли исполнил народный артист СССР Игорь Ильинский.
На этюды в дачные места приезжали Саврасов, Левитан, братья Коровины, Серов, Крымов, Суриков… В Захарове в усадьбе своей бабушки бывал Пушкин. Юный Герцен отдыхал в имениях отца.
Автор: Прокопенко Н.

Звенигород — чудесный уголок. Тут легко дышится, хорошо думается, пишется, рисуется, комфортно живется.
Материал опубликован в июльском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».
Источник: portal-kultura.ru

Материалы по теме

Create Account



Log In Your Account