Новости ТиНАО
На днях Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему: «Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».
ЮЭК изучил итоги «круглого стола», проходившего в Государственной Думе по вопросам безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса.
В начале работы круглого стола председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов напомнил, что в условиях сложной геополитической обстановки и санкционных ограничений вопрос обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК России является крайне актуальным. ТЭК переживает период стремительной информатизации, внедрения передовых цифровых технологий. С их расширением возрастают угрозы компьютерных атак на объекты ТЭК, что может нарушить функционирование инфраструктуры и объектов ТЭК, привести к потере устойчивости управления отрасли в целом.
Специалисты в данной сфере отмечают, что часть требований к безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК сегодня выглядят весьма избыточными, а часть – не успевают за современными вызовами. Риск-ориентированный подход как направленный на профилактику возможных угроз и снижение издержек, связанных с избыточными требованиями, представляется наиболее целесообразным и соответствующим современным требованиям.
Статс-секретарь – заместитель министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко выступила с основным докладом. Она подчеркнула, что в законодательное регулирование вопросов обеспечения безопасности ТЭК закладывается принцип стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля, при этом управление рисками становится необходимым дополнением стратегического планирования в сфере энергетики.
Бондаренко поблагодарила депутатов за работу над принятым в прошлом году Федеральным законом № 230-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одной из ключевых и наиболее значимых норм закона является установление дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий. Появилось четкое категорирование, введены нормы, дающие компаниям возможность создавать охранные структуры, и многое другое.
Справка ЮЭК:
В настоящее время Минэнерго России подготовлены:
Особое внимание статс-секретарь – заместитель министра энергетики уделила тематике противодействия беспилотникам, ставшим новой значительной угрозой безопасности объектов ТЭК. В последний год происходили обстрелы и атаки беспилотников на объекты ТЭК на территории Белгородской, Брянской, Орловской областей и Краснодарского края.
В значительной степени связанные с защитой от таких атак вопросы решены принятием Федерального закона от 29.12.2022 №638-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закреплены статус воздушного пространства над объектами ТЭК в качестве зон ограничения полетов; определены полномочия ведомственной охраны по пресечению несанкционированных полетов беспилотников в воздушном пространстве над охраняемыми объектами ТЭК и транспортной инфраструктурой. Следующим шагом должны стать законодательные нормы, связанные с полномочиями частных охранных структур компаний ТЭК в части борьбы с беспилотниками.
Евгений Бибин, заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, рассказал об эксперименте по внедрению системы дистанционного контроля (надзора) промышленной безопасности опасных производственных объектов (СДК ПБ). Реализация риск-ориентированного подхода в части федерального энергетического надзора внедряется также вне рамок участия в эксперименте по внедрению СДК ПБ. Данный подход связан с уменьшением издержек для контролируемых лиц, по сравнению с традиционным проведением проверок, за счет переноса акцента в первую очередь на профилактические мероприятия, а также перехода к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
СДК ПБ представляет собой комплекс программных и технических средств, позволяющих в непрерывном режиме получать и обрабатывать информацию о параметрах технологических процессов для оперативного реагирования и недопущения критических изменений параметров и прогнозирования предаварийных ситуаций на объекте.
В рамках реализации данного подхода поднадзорным субъектам электроэнергетики, теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям и потребителям электрической энергии присвоены категории риска. Динамическая модель позволяет контролируемому лицу понизить ранее присвоенную категорию риска поднадзорного субъекта в случае отсутствия фактов административных правонарушений, судебных решений по результатам материалов расследованных аварий, смертельных несчастных случаев и других критериев. В результате внедрения риск-ориентированного подхода количество объектов, требующих проведения проверок, сократилось на 85%.
Ростехнадзором подготовлен проект постановления Правительства РФ, предусматривающий продление срока проведения эксперимента по внедрению СДК ПБ до 31 декабря 2023 года для достижения экономических эффектов в части уменьшения количества и длительности простоев производства, а также реализации мер по предотвращению и минимизации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах.
Представители энергетических компаний – вице-президент ПАО «Транснефть» Вячеслав Скворцов, начальник Управления по работе с федеральными органами власти и общественными организациями ПАО «ЛУКОЙЛ» Максим Ротко, генеральный директор АО «Кузбасская энергосетевая компания» Петр Куруч поделились опытом по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а также озвучили предложения по совершенствованию нормативной базы.
По итогам круглого стола Комитет Госдумы по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ:
– рассмотреть возможность актуализации постановления Правительства РФ № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановления Правительства РФ № 551 «О некоторых вопросах деятельности ведомственной охраны по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»;
– рассмотреть вопрос о создании межведомственной рабочей группы с участием представителей Минэнерго России, Росгвардии, Минтранса России, Минпромторга России, Росстандарта и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти – для совершенствования законодательства в области организации защиты охраняемых объектов от беспилотных воздушных судов.
Комитет будет рекомендовать Министерству энергетики РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ускорить работу по подготовке и принятию постановлений Правительства Российской Федерации по утверждению новых Правил категорирования объектов топливно-энергетического комплекса и Требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а совместно с Министерством транспорта РФ проработать вопрос о создании запретных для полёта зон над объектами ТЭК средней и выше категорий опасности c возможностью дальнейшей нейтрализации любых беспилотных летательных аппаратов, нарушающих границу запретной зоны. При этом важно учесть, что беспилотная зона должна быть больше по площади, чем наземная охраняемая зона объекта ТЭК, чтобы иметь возможность нейтрализовать беспилотные летательные аппараты на подлете к объекту.
Ряд рекомендаций будет направлен коллегам по Государственной Думе — Комитету по безопасности и противодействию коррупции и Комитету по государственному строительству и законодательству в связи с рассмотрением законопроекта № 155863-8 «О частной охранной деятельности» и законопроекта № 279585-8 «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Автор статьи: АО «ЮРЭНЕРГОКОНСАЛТ».
Фото Н. Прокопенко