От банкротства до экологической катастрофы.

От банкротства до экологической катастрофы.

Природные ресурсы и охрана окружающей среды

25 января 2023года состоялось заседание Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Комитет утвердил заключение на законопроект, призванный создать условия для системной работы по выявлению, исследованию, оценке и ликвидации объектов накопленного вреда, относящихся к публичной собственности или являющихся бесхозяйными.

Наша справка:

На начало 2023г. по данным министра природных ресурсов и экологии РФ, в России выявлено порядка 2,9 тыс. несанкционированных свалок и объектов накопленного вреда — это шламонакопители, хвостохранилища обогатительных фабрик, объекты химического производства. Более полусотни нелегальных свалок планируется ликвидировать в черте российских городов до конца текущего года.

Тема накопленного вреда для некоторых регионов стоит остро. На текущий момент ведется обследование и оценка влияния на окружающую среду и здоровье граждан порядка 200 объектов. Всего их около двух тысяч.

Законопроект, обсуждаемый парламентариями призванный создать условия для системной работы по выявлению, исследованию, оценке и ликвидации объектов накопленного вреда, относящихся к публичной собственности или являющихся бесхозяйными подробно рассматривали на недавнем экспертном совете при комитете.

Есть предложения в части его совершенствования, что связано с острой необходимостью ликвидации бесхозяйных шахт, отвалов. Эксплуатирующие компании готовы за свой счет ликвидировать ущерб от объектов, расположенных на их территории, но пока нет для этого соответствующих нормативных документов.

На этом же экспертном совете была подробно описана сложная ситуация в Пермском крае, связанная с изливами кислых вод из заброшенных угольных шахт – ПДК по некоторым элементам превышены в тысячи раз. Такое происходит уже много лет, под угрозой водозаборные зоны реки Кама, в бассейне которой живут миллионы человек.

Ситуация не терпит отлагательств, по масштабу и возможным экологическим последствиям она похожа на ту, что сложилась в свое время на заброшенном предприятии «Усольехимпром».

Наша справка:

«Усольехимпро́м» — химическое предприятие, осуществлявшее свою деятельность в городе Усолье-Сибирское (Иркутская область) со 2 августа 1936 года. Входило в состав группы компаний НИТОЛ. Ликвидировано 1 ноября 2017 года в результате банкротства.

Состояло из двух производств:

  • «Ацетиленовый комплекс» — производство карбида кальция.
  • «Хлорный комплекс» — производство хлора и его производных методом диафрагменного электролиза соляного раствора.

Происшествия и чрезвычайные ситуации

  • 16 декабря 1955 года — утечка хлора из-за прорыва трубопровода. Пострадало 52 человека, 17 из них госпитализировано.
  • 21 марта 1964 года — 40 минут шёл выброс жидкого хлора из трубопровода. Хлорное облако достигло жилых районов и накрыло площадь размером 3 на 4 км. За помощью обратилось 115 человек (75 было госпитализировано).
  • 19 октября 1970 года в 18:00 — взрыв на производстве синтетического каучука наирит. В результате происшествия были полностью разрушены производственные мощности. Бетонные блоки с завода были отброшены на 500 метров, в домах, расположенных в радиусе 4-5 км вылетели стекла. Ликвидация последствий осуществлялась 851 отдельным полком Гражданской Обороны. В дальнейшем данное производство восстановлено не было.
  • 23 апреля 1971 года — самостоятельное отключение компрессора. Газообразный хлор распространился в районе проходной предприятия. Пострадало 5 человек.
  • 24 мая 2001 года — из-за разрыва трубопровода произошла утечка жидкого хлора. 7 человек госпитализированы в состоянии средней тяжести.
  • 4 декабря 2008 года в 09:10 — из-за поломки компрессора в течение одной минуты происходил выброс хлора в атмосферу. В ликвидации аварии приняли участие 30 человек и 6 единиц техники.
  • 20 июня 2018 года — утечка четыреххлористого кремния на железнодорожной станции предприятия. До ближайших жилых домов расстояние составляло 2 км. Жителям города рекомендовали не выходить из дома и не открывать окна. В ликвидации последствий участвовало 100 человек и 50 единиц техники.
  • 8 ноября 2018 года — в городе Усолье-Сибирское объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с угрозой техногенного характера — заражения химическими отходами.
  • 25 октября 2019 года — утечка эпихлоргидрина из-за разгерметизации задвижки скважины № 2

Депутаты планируют в ближайшее время посетить Пермский край и ознакомиться с текущей обстановкой на месте.

На заседании Комитета Минпромторг России проинформировал, что проблема в Кизеловском угольном бассейне взята на особый контроль: в настоящее время идет разработка дорожной карты – планируется в ближайшие два месяца отработать ее всеми сторонами, и в итоге выработать комплексное решение, которое может затронуть и другие объекты накопленного вреда в стране.

Рассмотренный законопроект очень важен в ситуациях, подобных Пермской. Но на данном этапе у Комитета к документу достаточно много замечаний – все они сформулированы в заключении. Следующий шаг – подготовка к первому чтению

Статья подготовлена по материалам заседания Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Комментарии по итогам заседания Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды — Прокопенко Николая Михайловича-помощника Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству:

«В основном законе Российской Федерации, в статье 42, закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного  здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Нашим Президентом, Парламентом и Правительством уделяется пристальное внимание экологическим проблемам, проявляется особая забота по бережному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды».

Правительством нашей страны была утверждена государственная программа (комплексная программа) охрана окружающей среды, которая состоит из двух этапов реализации I этап: 2012-2021 г. и II этап: 2022-2030 г.  Цели программы:

  • Создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
  • Экологическое оздоровление озера Байкал за счет сокращения объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории до уровня 145 644 тысяч кубических метров к концу 2030 года, а также снижение к концу 2024 года общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал на 448,9 гектара по отношению к уровню 2018 года.
  • Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза по отношению к уровню 2017 года.
  • Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 34 новых ООПТ на плановый период до 2030.
  • Ликвидация 191 несанкционированной свалки в границах городов, 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, накопленного вреда окружающей среде на территории полигона промышленных токсичных отходов «Красный бор» и территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области к 2024 году.
  • Исключение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 500 скважин нераспределенного фонда недр, подъема и утилизации затонувших судов, инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде с последующей ликвидацией приоритетных объектов до 2030 года
  • Обеспечение потребности государства и населения в гидрометеорологической,

гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды на

постоянной основе, в том числе путем обеспечения оправдываемости штормовых

предупреждений об опасных природных явлениях не ниже 93% и оправдываемости суточных прогнозов погоды не ниже 96%

  • Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике путем проведения не менее 2 экспедиций и в Антарктике на 10 зимовочных станциях и сезонных полевых базах.
  • Обеспечение эффективности комплексного государственного надзора за выполнением

требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе исполнения не менее 70% выданных предписаний.

Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения

использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики в два раза к 2030 году.

  • Создание комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, обеспечивающей к 2024 году охват 250 городов, а также всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений.
  • Снижение антропогенной нагрузки на реку Волга за счет ликвидации (рекультивации) или изоляции 15 объектов накопленного вреда окружающей среде и подъема 95 затонувших судов к 2030 год.

Ссылка на госпрограмму: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/12

Депутаты нашего Парламента, особенно из Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды работают над задачами предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:

  • О реализации и защите конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
  • Об охране компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство и проч.), природных объектов, природных комплексов и иных объектов окружающей среды;
  • О рациональном использовании, воспроизводстве и охране природных ресурсов, в том числе ресурсов недр, ресурсов энергии природных процессов, лесных и иных растительных ресурсов, водных ресурсов, объектов животного мира, охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов и иных природных ресурсов, драгоценных металлов и драгоценных камней, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, соглашения о разделе продукции.
  • Об обеспечении экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • О нормировании негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на принципах «наилучших доступных технологий»;
  • Об охране природных комплексов, объектов и территорий, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым научным, историко-культурным, рекреационным, эстетическим и иным значением (в т.ч. охрана уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории);
  • Об организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий (в том числе трансграничных);
  • О сохранении и восстановлении биологического и ландшафтного разнообразия, а также сохранении природного и культурного наследия;
  • Об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (в том числе, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; Красные книги субъектов Российской Федерации; Красную книгу СНГ; Приложения СИТЕС и др.);
  • Об охране зеленого фонда городских и сельских поселений (в том числе создание и функционирование лесопарковых зеленых поясов, лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов);
  • О государственном регулировании обращения с отходами, включая медицинские, биологические и радиоактивные;
  • Об оценке воздействия на окружающую среду и проведении экологической экспертизы (государственной и общественной);
  • Об экологическом образовании и воспитании, повышении экологической культуры населения и экологическом просвещении;
  • О совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, контроля и надзора за использованием и охраной природных ресурсов;
  • О взимании и расходовании платежей, налогов и сборов в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • Об экологической информации и обеспечении доступа к ней граждан и юридических лиц;
  • О государственном регулировании обращения озоноразрушающих веществ, стойких органических загрязнителей и других опасных для окружающей среды веществ;
  • О государственных информационных системах в сфере использования природных ресурсов;
  • О возмещении вреда окружающей среде, в том числе ликвидации вреда, накопленного в результате прошлой экономической и иной деятельности;
  • О развитии государственного экологического мониторинга, создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга;
  • О трансграничных экологических проблемах, включая вопросы трансграничного перемещения отходов;
  • Об обеспечении экологической безопасности в Арктике и Антарктике;
  • Об экологическом страховании, экологическом аудите, экологической маркировке, экологической сертификации;
  • О климатической политике, проблемах изменения климата и адаптации к ним, включая вопросы учета и регулирования парниковых газов;
  • О ратификации международных договоров, конвенций, касающихся вопросов ведения Комитета;
  • О техническом регулировании в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • О развитии экологического туризма;
  • О повышении ресурсоэффективности экономики, включая вопросы использовании вторичных материальных и энергетических ресурсов в хозяйственных целях;
  • Об обеспечении экологической безопасности на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зонеРоссийской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;
  • О зонах экологического бедствия, зонах чрезвычайных ситуаций.
  • Участие в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:
  • О гражданском, уголовном, бюджетном, таможенном, административном законодательстве, законодательстве о налогах и сборах, законодательстве о рыболовстве и об аквакультуре и другом законодательстве, в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, в области научного и технико-экономического развития экологического потенциала страны, а также в международных договорах Российской Федерации и другим вопросам совместного ведения;
  • Об обеспечении экологически сбалансированного развития природопользования, в том числе на территориях традиционного природопользования;
  • Об использовании и охране недр при захоронении отходов в глубинных горизонтах, ликвидации горных выработок;
  • Об установлении мер ответственности за нелегальное использование редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, в том числе за браконьерство, и их незаконный оборот;
  • О градостроительной деятельности в части соблюдения экологических требований при проектировании и строительстве объектов;
  • О развитии «зелёной» энергетики;
  • О водоснабжении и водоотведении в части снижения негативного воздействия на окружающую среду;
  • О государственных и муниципальных закупках с учетом экологических требований;

В публикации использовались данные сайтов:

komitet-ekol.duma.gov.ru

duma.gov.ru

interfax.ru

Фото: Прокопенко Н.

 

 

 

 

 

Материалы по теме

Create Account



Log In Your Account