Инвестиции в создание систем водоснабжения – залог здоровья и качества жизни населения нашей страны.

Инвестиции в создание систем водоснабжения – залог здоровья и качества жизни населения нашей страны.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, известный на Западе как Авице́нна (980, Афшана, Бухара – 18 июня 1037, Хамадан) великий учёный и мыслитель подчеркивал, что вода является источником исцеления больных и поддержания здоровья общества.

ЮЭК рассмотрел законодательные инициативы депутатов Государственной Думы в области поддержки производителей питьевой воды.
На днях депутаты приняли в первом чтении законопроект о праве предпринимателей, занимающихся добычей и производством питьевой воды, получать меры государственной поддержки. Это позволит субъектам малого и среднего предпринимательства претендовать на государственные гранты и субсидии.

Люблю я в полдень воспаленный
Прохладу черпать из ручья
И в роще тихой, отдаленной
Смотреть, как плещет в брег струя.
А.С. Пушкин

Депутаты приняли в первом чтении законопроект о праве предпринимателей, занимающихся добычей и производством питьевой воды, на получение мер государственной поддержки. Это позволит субъектам МСП претендовать на государственные гранты и субсидии.

Российские парламентарии выявили правовой пробел: не все предприниматели имеют возможность получать финансовую поддержку от государства. К таким компаниям, в частности, относятся малые предприятия, которые добывают и производят питьевую воду. С принятием законопроекта эта неточность будет устранена, и производители воды получат возможность подключиться к системе финансовой поддержки бизнеса, что является логичным в сегодняшней политике.
Тема предпринимательства находится на постоянном депутатском контроле. В условиях беспрецедентных санкций Государственная Дума вместе с Правительством РФ, регионами, деловым и предпринимательским сообществом разработали комплекс мер поддержки отечественных компаний, производящих  питьевую воду.
В прошлом году поддержкой воспользовались несколько миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, а помощь превысила 1 трлн рублей.


Справка ЮЭК:
Согласно данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, рост потребления бутилированной питьевой воды на душу населения составил 15% за год. Эксперты банка также проанализировали текущую ситуацию на российском рынке в данной категории в условиях ограничений импорта и спрогнозировали динамику производства.
В 2021-2022 годах значительный рост потребления питьевой воды (в том числе природной, минеральной и газированной (не содержащей сахара) на душу населения достиг показателя в 34 л, что на 15% превышает показатели 2020 года. Всего объём внутреннего производства минеральных и питьевых вод в 2021 году составил более 17 млн полулитров и вырос на 10,1% по сравнению с 2020 годом. Эксперты Россельхозбанка установили, что высоким спросом у потребителей пользуется питьевая негазированная вода – объемы ее производства составляют 1/5 от объемов производства природной питьевой воды.
Стабильным спросом пользуется и минеральная питьевая вода: объемы ее производства достигли 3,3 млрд литров в 2021 году. Наибольшая популярность в этой категории у столовой минеральной воды: объемы ее производства составляют более 2/3 объемов производства минеральной воды. Еще около 1/3 приходится на лечебно-столовую минеральную воду.
Чаще всего россияне покупают питьевую воду объемом до 1 литра: она занимает более половины объема рынка бутилированной воды (64%). Упаковка от 1 до 3 литров составляет 33%.
Лидирующие позиции по потреблению бутилированной питьевой воды в мире занимают Мексика (225 литров на человека в год), Италия (178 литров), Таиланд (172 литра), США (137 литров) и ОАЭ (107 литров).
По производству питьевой воды лидирующее место занимает Центральный ФО (32%), чуть меньше доля Северо-Кавказского ФО – там производится 21% питьевой воды, на третьем месте Приволжский ФО (15%). Относительно производства минеральных природных питьевых вод тройка лидеров по федеральным округам выглядит иначе – Северо-Кавказский ФО (38%), Центральный (19%) и Сибирский ФО (14%).
Индустриализация потребления минеральной воды в России восходит к правлению Петра I, именно тогда основан первый бальнеологический курорт Марциальные Воды на территории современной Карелии. Тогда же появился один из старейших производителей минеральной воды «Полюстрово».


·

По данным ООН, практически все население России имеет доступ к чистой питьевой воде. Тем не менее, рынок бутилированной воды быстро растет. Это самая популярная категория среди упакованных напитков. Это удобно и соответствует тренду ЗОЖ: в воде, в отличие от других категорий напитков, нет сахара или его заменителей. При этом в абсолютном большинстве случаев (больше 95%) россияне предпочитают отечественную воду.
Рост производства питьевой воды расширяет экспортные возможности российских производителей. Согласно исследованию РСХБ, за 2021 год уровень экспорта возрос на 23% – до 161 млн литров. По стоимостному объему экспорта Россия заняла 17-е место в списке стран-экспортёров питьевой воды. Среди основных стран-потребителей российской природной питьевой воды: Белоруссия (37% поставок в натуральном выражении), Китай (25%) и Казахстан (6%). Ситуация с импортом обстоит следующим образом: по данным за прошлый год, в Россию ввезли 221 млн литров воды, в основном высокой ценовой категории: из Грузии (49%), Франции (12%), Италии (9%) и Армении (8%).
Согласно исследованиям, 60% потребителей склонны чаще приобретать продукцию более мелких местных производителей, так как уровень доверия к ним выше.
Особое место на российском рынке занимают природные целебные минеральные воды. Нарзан, Ессентуки, Кармадон – это не только географические названия, это еще и бренды минеральной воды, которые имеют общенациональную и даже международную известность. Закономерно, что доля минеральной продукции, несмотря на более высокую среднюю цену в сегменте бутилированной воды, составляет около 40%. При сохранении текущих темпов роста производства минеральной и питьевой бутилированной воды прогнозируется не только 100%-ное импортозамещение в категории, но и ощутимый рост экспорта и увеличение рынков сбыта продукции.
Автор статьи: АО «ЮРЭНЕРГОКОНСАЛТ».
Фото: Н. Прокопенко

Материалы по теме

Create Account



Log In Your Account